В «Айтарея-араньяке» (II, 4, 1—3) излагается примерно та же концепция происхождения мира (или миров) и существ, только в качестве первоначала здесь выступает атман (синоним, а позднее также субъективный коррелят Брахмана): «Вначале все это было один атман, ничего не было другого, что мигало бы. Он решил: „Я создам миры". Он создал эти миры, воду, свет, смертное и воды. Эта вода поднялась над небом, и небо— ее опора скамбха. Этот свет — воздушное пространство. Смертное — земля, то, что ниже земли — воды».
Далее примерно так же, как в «Шатапатха-брахмане», последовательно создаются пуруша, речь, обоняние, зрение, слух, страны света, кожа, волосы, растения и деревья, сердце, из сердца — мысль, затем луна, пуп, выдыхание, наконец, смерть, а после нее — детородный орган и пища.
Такова причудливая, в основе своей мифологическая картина рождения мира явлений из недифференцированного материально-духовного первоначала, рисуемая в ведийском каноне.
В более поздней «Катха-упанишаде» (II, 2, 11—13) говорится о едином атмане, находящемся во всех существах и одновременно вне их: «Как солнце, глаз всего мира, не омрачается изъянами, существующими вне глаза, так и единый атман во всех существах не омрачается изъянами мира, оставаясь вне их. Единый атман во всех существах, единственный властитель, тот, кто единое семя делает многоразличным...»
В «Прашна-упанишаде» (3—5) прямо говорится о первичном веществе, порожденном Праджапати вместе с дыханием. Праджапати решает: «Оба они (т. е. вещество и дыхание.— С. LU.-T.) создадут для меня многочисленные творения». И далее: «Поистине, солнце — дыхание, луна — вещество. Поистине, всё то, что имеет облик и не имеет облика,— вещество. Поэтому тело есть, поистине, вещество».
В «Шветашватара-упанишаде» (IV, 1—5) еще и еще раз говорится о Брахмане как источнике многообразия мира: «Он — единственный, не имеющий цвета, многоразлично прилагающий свою силу, создающий много цветов для скрытой цели, в нем в конце и в начале растворена Вселенная, он бог; пусть одарит он нас чистым восприятием... Не имеющий начала, ты — вездесущ, тобою рождены все миры».
И наконец, в «Катха-упанишаде» Брахман — это цель познания и даже само познание.